АНРИ БЕРГСОН , КАРЛ ПОППЕР И ИХ КОНЦЕПЦИЯ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА

Французский философ и социолог Анри Бергсон (1859-1941) первым ввёл ставшее знаменитым понятие ‘’открытое общество’’ в книге 1932 г.: ‘’Два источника морали и религии ‘’. Там же он ввёл понятие противоположное по смыслу первому : ‘’закрытое общество’’.
Бергсон родился в еврейской семье пианиста и композитора Михаила Бергсона и после лицея закончил самый престижный французский университет ‘’Высшая нормальная школа’’, где в последствии преподавал. Затем получил кафедру в Колледж де Франс, в котором одно время подвергался травле националистами-антисемитами. Был выбран Президентом Академии моральных и политических наук и также занимал пост президента международного комитета по интеллектуальному сотрудничеству Лиги наций. В 1927 г. Бергсон стал лауреатом Нобелевской премии по литературе ‘’в признании его богатых и оживляющих идей, и их превосходного мастерства, с которым они были представлены’’. После капитуляции Франции в
1940 г. Бергсон возвратил все свои ордена и награды и, отвергнув предложения властей вывести его из под действия нацистских законов, будучи больным и слабым простоял в многочасовой очереди, чтобы зарегистрироваться евреем в оккупированном немцами Париже и после этого умер от пневмонии.
Одна из главных тем философии Бергсона — прогресс человеческого общества, которое он разделяет на 2 типа социальной организации соотнося их с двумя типами морали статистической и динамической. Первая это система привычек, устойчивых стереотипов, жестко заданных и неизменных по времени ритуалов и норм, авторитарно поддерживаемых во имя сохранения общественной дисциплины и управляемого порядка. Закрытое общество, в котором доминирует статическая мораль — это общество находящееся в эволюционном тупике и существующее только во имя сохранения самого себя. Краткое определение такого общества по Бергсону: авторитет, иерархия, неподвижность. В открытом обществе возникает и получает своё естественное развитие динамическая мораль, в которой воплощаются принципы человеческой свободы, творчества, креативности. Открытое общество — это творческий эволюционный процесс, который имеет своим источником открытость и свободу опыта личностного переживания людей. Открытое общество своим духом новаторства противостоит конформизму и всевозможным табу закрытого общества, в котором личность приносится в жертву коллективу.
Дальнейшее развитие концепция открытого общества получила в работе знаменитого философа и социолога Карла Поппера (1902-1994) ‘’Открытое общество и его враги’’.
Он родился в Вене в еврейской семье видного юриста, учился в Венском университете, где изучал математику, теоретическую физику и читал книги по философии. На него большое влияние оказала культурная атмосфера Вены начала 20 века: музыка, наука, философия, политические идеи, представленные такими знаменитыми именами как Шёнберг, Витгенштейн, Гуссерль, Фрейд, Музиль, Кафка и др. В начале 20-х годов он думал о карьере профессионального музыканта и год изучал композицию в Венской консерватории, однако решив, что недостаточно способен к музыке, оставил её. Работая в детских клиниках Адлера (ученика Фрейда) он стал сомневаться в психоанализе, а изучая труды марксистов и в марксизме. Окончив университет Поппер преподавал математику и физику в венской гимназии до 1937 г. и, не дожидаясь аншлюса Австрии, уехал в Новую Зеландию, где преподавал 8 лет и где написал свой выдающийся труд ‘’Открытое общество и его враги’’, содержащий критику авторитаризма. В 1946 г. он переехал в Англию, где стал профессором Лондонской школы экономики.
В своей книге он прослеживает историю, которая привела к возникновению нацизма и начинает с древнегреческого философа Платона, рассматривая его как первого тоталитариста. Он выступает против платоновской идеи философа-правителя и защищает демократию как политическую систему лучше других способную защитить открытое общество. Карл Поппер был не только теоретиком открытого общества, он известен также своей теорией исторического процесса где он отрицал познаваемость внутренних законов истории. С его точки зрения, история это простая сумма всех событий в мире к настоящему моменту, без всякой внутренней стройности и, что главное, без магистральной линии. Поэтому Поппер критикует Гегеля и Маркса которые заявляли, что они постигли смысл истории и доказывали неизбежность определённого исторического прогресса. Поппер также считает, что в отличие от Платона, который просто ругает и опошляет демократию, Гегель своим диалектическим методом а Маркс с со своей теорией классовой борьбы искажают идеи открытого демократического общества .
Самые страшные враги открытого общества с точки зрения Поппера- это современные ему нацизм (гитлеризм) и социализм (сталинизм).Каждое из них управляется в соответствии с неколебимым сводом правил и табу, преступить которые можно лишь с великим риском для собственного благополучия и даже жизни. Каждое состоит из сравнительно закрытых сословий, имеющих предписанную функцию: партийная элита, трудящиеся массы, интеллигенция и охранка.
Термин ‘’застой’’, который характеризовал развитие закрытого советского общества в более поздние времена, говорит сам за себя. Но и сейчас несмотря на рыночную экономику Россия в рейтинге открытости общества занимает 167 место среди стран мира.
В современном мире появились новые враги и критики концепции открытого общества и, судя по всему, число их продолжает увеличиваться, кажется, в геометрической прогрессии.
Это, во-первых, оголтелые противники либерализма (особенно в России, но и в русскоязычной среде Америки). Современные авторитарные режимы, опирающиеся на популярного в народе лидера, осуществляют пропаганду с целью дискредитации либерализма среди населения и обвиняют США и другие страны Запада в попытках навязать его всему миру (достаточно посмотреть многочисленные пропагандистские программы российского телевидения ). Противники либерализма видят в нём опасность для морального здоровья нации, традиционных ценностей и политической стабильности и много чего ещё (найдите статью Григория Гуревича ‘’Либералы в Америке’’ в интернет-газете ‘’Континент’’.) Слова либерал, либерализм в разных интерпретациях становится ругательными.
Это, во-вторых, расисты разных мастей. Применительно к Америке белые супрематисты ,ку-клукс-клан ,неонацисты с их идеей превосходства белой расы и доминантной роли белых в политической и социальных сферах, с их борьбой с либеральной миграционной политикой, гомосексуализмом, феминизмом и др.
Это, в-третьих, антиглобалисты протестующие против распространения либеральных свобод по всему миру, против доминирования глобальных транснациональных корпораций и Всемирной торговой организации, находящихся по их мнению под контролем США, которая закабаляет развивающие страны и превращает их в сырьевые придатки.
Это, в четвёртых, противники некоторых моделей этнического развития, среди которых плавильный котёл и мультикультурализм. В соответствии с первой формирование, например, американской национальной идентичности должно было идти по формуле сплавления, смешивания этносов как культурное, так и биологическое. Доминирование идеи плавильного котла в 20 веке определялось идеалами подлинно свободного демократического общества, где не будет этнических и социальных конфликтов. Но ещё в 20-х годах 20 века американский философ Г Кален писал: ‘’Люди могут поменять свою одежду, политику, жён, религию, философию в большей или меньшей степени. Но они не могут поменять своих дедов евреев, поляков ирландцев и других чтобы прекратить быть евреями, поляками, ирландцами (в моих неполиткорректных двустишиях есть и такое: ‘’Спасибо Америке: сэнкс сильвупле/ Но как всё ж евреям в плавильном котле’’.)
Мультикультурализм -политика направленная на сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий. Это один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании существования разных культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и и развития. Однако приток эмигрантов и беженцев в Европу из мусульманских стран в начале 21 века привёл к кризису и этой идеи. Критики консервативного направления утверждают, что она приводит к разрушению многовековых культурных традиций и основ европейских стран. В то время, как ещё сравнительно недавно европейцы не сомневались в превосходстве западной культуры над всеми остальными, и прежде всего потому, что она ведет к открытому обществу, мультикультуралисты считают, что все культуры в принципе равноценны, и что моральные и социальные устои каждой из них заслуживают одинакового уважения. Но эти устои часто не имеют ничего общего с устоявшимися традициями европейцев.
В США самыми резкими критиками плавильного котла стали афроамериканцы, которые посчитали что эта концепция нереалистична, сосредоточена только на наследии Запада и ущемляет их интересы. Одна из самых известных афроамериканок Джейн Эллиот сказала на шоу Одры Уинфри: ‘’Нам не нужен плавильный котёл в этой стране. Нам нужна салатница, в которую мы сможем положить листья салата, огурцы, лук и зеленый перец, будучи уверенными, что каждый ингредиент сможет сохранить свою идентичность. Мы должны принимать во внимание и сохранять существующие различия.’’
Концепция ‘’салатницы’’, как считают сейчас многие её сторонники, позволяет сохранять каждую культуру, что соответствует принципам культурного плюрализма свободного общества.
Закончу афоризмами героев этого очерка:
Эволюция есть беспрерывно возобновляющееся творчество. (Анри Бергсон).
Попытка создать рай на земле неизбежно приводит к созданию преисподней (Карл Поппер).
Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно , приблизимся к истине (Карл Поппер).