ОТ ФАННИ МЕНДЕЛЬСОН ДО ЛЕРЫ АЭРБАХ

Начну этот очерк также, как и очерк о художницах-еврейках (Форум № 373), поскольку ситуация с композиторами аналогична. Имена знаменитых композиторов евреев хорошо известны. Вот некоторые из них: Густав Малер, Феликс Мендельсон, Арнольд Шёнберг, Джакомо Мейербер, Дарио Мийо, Поль Дюка, Альфред Шнитке, Жак Оффенбах, Эрнест Блох, Джордж Гершвин и др. А теперь попробуйте назвать имена известных композиторов евреек. Думаю, многих уважаемых читателей Форума этот вопрос поставит в тупик. Также как и в случае изобразительного искусства в композиторском искусстве довлеет мужское начало. Эта ситуация конечно характерна не только для евреев. Главные причины-версии этого явления две. Первую сформулировал ещё Жан-Жак Руссо, который писал: »Женщины в целом обладают художественной чувствительностью, но не гениальностью. Они могут получить знание о чём угодно через упорный труд. Но божественный огонь, который превозносит и разжигает душу, вдохновение, которое поглощает и пожирает, этот величественный и возвышенный восторг, который поднимается из глубины сердца, редко присутствует в женском творчестве. Их произведения также холодны и прекрасны как женщина; в них избыток духа, но мало души, они в сотни раз более рациональны , чем страстны». Вторая версия связана с дискриминацией женщин, которые несколько веков могли музицировать только в домашних концертах. В середине 18 века пианистка Анна Форд была арестована по приказу собственного отца, который хотел помешать ей исполнять музыку публично. На протяжении почти всего 19 века женщины были лишены возможности получить музыкальное и в частности композиторское образование. И только в конце этого столетия им было разрешено учиться в консерваториях.
Фанни Мендельсон (1805-1847), сестра Феликса Мендельсона и внучка Мозеса Мендельсона, знаменитого философа, основоположника и духовного вождя движения Хаскала (еврейского просвещения), одна из наиболее известных женщин-композиторов 19 века, получила блестящее образование в обеспеченной и высококультурной берлинской семье и рано проявила музыкальные способности. В её домашнем музыкальном салоне собирались такие знаменитости как Лист, Гейне, Паганини, Гуно, Гегель, Клара Шуман и др. Фанни составляла программы воскресных вечеров, сама прекрасно играла на фортепьяно и писала для этих вечеров музыку. Гениальный Феликс Мендельсон, который очень любил свою сестру, тем не менее был противником публикаций её сочинений. Он писал: »Я не могу позволить ей что-либо публиковать, так как это противоречит моим взглядам…Она слишком женщина для этого и должна присматривать за своим домом, а не думать о публичном музыкальном мире. Публикации могут оторвать её от своих обязанностей и я не могу ей этого позволить». Большинство произведений Фанни вышли в свет уже после её неожиданной смерти в возрасте 42-х лет. Первые же её прижизненные публикации были осуществлены под именем Феликса Мендельсона, который после смерти горячо любимой сестры впал в глубокую депрессию и умер через несколько месяцев в возрасте 38-и лет.
Первой женщиной ставшей в России профессиональным композитором была Валентина Серова (1846-1924) из еврейской семьи, где её отцу Семёну Бергману принадлежала небольшая лавка колониальных товаров. Валентина с раннего детства музицировала на фортепьяно и одарённую девушку Московское отделение Русского музыкального общества поощрило стипендией для обучения в Петербургской консерватории, из которой Валентина ушла после конфликта с директором Антоном Рубинштейном. Она стала брать уроки у композитора Александра Серова. С ним она занималась теорией и композицией и совместно музицировала. Валентине было 17 лет, когда они вступили в брак. Их сын Валентин Серов стал знаменитым художником. Дружеские и творческие связи семьи Серовых были чрезвычайно обширны: Иван Тургенев, Полина Виардо, Лев Толстой, Рихард Вагнер, Ференц Лист, Фёдор Шаляпин, Савва Мамонтов, Илья Репин. Семейное счастье семьи Серовых было недолгим. Александр Серов умер от инфаркта и Валентина осталась вдовой в 25 лет. Её сильный характер позволил ей не только стойко перенести эту трагедию, но и стать выдающейся творческой личностью. Она завершила последнюю оперу мужа »Вражья сила» и написала оперы »Илья Муромец», »Мироед», »Мария д’Орваль», »Встрепенулись» и »Уриэль Акоста» премьера которой состоялась в 1885 г. в Большом театре. Эта единственная опера написанная женщиной, которая была поставлена Большим театром за всю его историю. Валентина Серова издала 4 тома статей своего мужа о музыке, опубликовала множество статей об оперном искусстве, основала в Москве »Общество содействия устройству общеобразовательных народных развлечений» способствовавшее музыкальному просвещению.
В 20-м веке женщины имели гораздо больше возможностей получать хорошее музыкальное образование и учиться в консерваториях.
Зара Левина (1905-1976) родилась в Симферололе в семье, где отец был страстным любителем музыки, скрипачём-самоучкой. Уже с 4-х лет обнаружилась незаурядная одарённость девочки. Сочинять Зара начала с 7-и лет, сначала придумывая музыку для каждой из своих кукол, потом пьесы о своих знакомых и близких. Она окончила Одесскую консерваторию по классу фортепьяно и после года концертной деятельности в 1925 г. поступила в Московскую консерваторию, где занималась композицией у Глиэра и Мясковского. В годы учения в консерватории она подвергалась гонениям и травле со стороны РАМПа (российской ассоциации пролетарских музыкантов), которая боролась за монополию в музыкальной культуре, объявив себя единственными истинными представителями пролетариата в музыке и борцами за идеологическую чистоту. Композитор Николай Рославец называл эту деятельность свистопляской головорезов и вакханалией невежд. Левина в результате этой травли тяжело заболела и только после разгрома этой организации в 1932 г. возвратилась к творческой деятельности. Во время войны она с 1942 г. работала сестрой в московском госпитале и выступала там с концертами. Основные произведения Левиной два фортепьянных концерта, две сонаты для скрипки и фортепьяно, фортепьянные пьесы. Ей принадлежит более 200 романсов на стихи Пушкина и Лермонтова, Есенина, Маршака, Долматовского, Дриза и других поэтов, песни для детей и пионеров. Среди исполнителей её произведений Давид Ойстрах, Святослав Кнушевицкий, Зара Долуханова, Наталья Шпиллер, Виктория Иванова, Клавдия Шульженко и др.
Злата Ткач (1928-2006), первая женщина профессиональный композитор в Молдавии, родилась в семье преподавателя музыки Моисея Бейрихмана, училась игре на скрипке под руководством отца в Кишинёве. Во время эвакуации в 1941 г. потерялась в пути и попала в детский дом узбекского города Наманган. Только в 1943 встретилась с родителями и после освобождения вернулась в Кишинёв, где сначалась училась на физмате университета, не закончив которого поступила в консерваторию. Среди её произведений симфоническая музыка, оперы-сказки для детей, вокальные циклы, песни на стихи еврейских поэтов, эстрадные песни, поэма-реквием »Яд ва-Шем» со словами на идиш и иврите, музыка для театра и кино.
Во второй половине 20 века в полный голос заявили о себе многие женщины композиторы в разных странах Вот некоторые из них.
Американка Дебора Дрателл (1956) родилась в Бруклине, закончила университет в Чикаго. Она начинала свою карьеру как скрипачка и затем стала писать музыку. Её произведения исполняли филармонический оркестр Нью-Йорка и другие известные коллективы. Она написала 6 опер, среди них оперы с русской тематикой »Марина Цветаевa» и »Николай и Александра». Последняя была поставлена в оперном театре Лос Анжелеса с Плачидо Доминго в роли Распутина. Дрателл работала как дирижёр с Нью-Орлеанским и Портлендским симфоническими оркестрами.
Алла Элана Коэн с отличием закончила московскую консерваторию и с 1989 г. живёт в США, работая в музыкальном колледже Беркли и Консерватории Новая Англия Она пишет музыку в разных жанрах: симфоническую, камерную, оперную, которая получила высокую оценку многих знаменитых композиторов, музыкантов и музыкальных критиков. В 2010 г. она стала победителем международного конкурса композиторов »Совершенство в композиции».
Елена Кац-Чернин (1957) родилась в Ташкенте и эмигрировала в Австралию в 1975 г. Она работала некоторое время в Европе, создавая музыку для театров и балетных групп в Германии. В 1994 г. вернулась в Австралию, где написала 4 оперы, много симфонической и камерной музыки, музыку для ТВ и кино, много пьес в стиле рэгтайм. Её музыка исполняется всеми знаменитыми музыкальными коллективами Австралии. Она звучала на церемониях открытия Олимпийских игр 2000 г. в Сиднее и Кубка мира по регби 2003 г. Елена Кац-Чернин победила во многих конкурсах композиторов проводимых в Австралии.
Наоми Шемер (1930-2004), израильская композитор и поэтесса, автор неофициального гимна Иерусалима »Йерушалаим шель захав» (»Золотой Иерусалим»), родилась в кибуце в семье выходцев из Вильно. Она закончила Иерусалимскую музыкальную академию и вернулась в кибуц преподавать музыку детям и писать песни. »Золотой Иерусалим» прозвучал в концерте за 3 недели до того, как израильские войска освободили город. Песня сразу стала знаменитой, олицетворяя радость всех израильтян и всех евреев в диаспоре.
Лера Ауэрбах (1973) несомненно одна из самых талантливых композиторов нового поколения. Её произведения наиболее часто исполняются во всём мире. Она родилась в Челябинске в семье заведующего кафедрой местного университета. С 4-х лет стала заниматься на рояле и сочинять музыку, в 8 выступала с оркестром, в 12 написала оперу (музыку и либретто), которую поставил Челябинский оперный театр. В США она с 1991 г., где в Нью-Йорке закончила Джуллиардскую консерваторию по классу фортепьяно и композиции, а позже аспирантуру в Ганновере, Германия. Она лауреат целого ряда престижных конкурсов пианистов и композиторов. В 2002 г. дебютировала на сцене Карнеги-холла, исполнив собственную Сюиту для скрипки и фортепьяно с Гидоном Кремером и его оркестром Кремерата Балтика. С тех пор музыка Леры Ауэрбах в исполнении самых выдающихся музыкантов, знаменитых камерных и симфонических оркестров звучит во многих самых престижных залах мира ( Центре Кеннеди в Вашингтоне, Линкольн центре в Нью-Йорке, Токийском Опера-сити, Большом зале Московской консерватории, лейпцигском Гевендхаусе, лондонском Уигмор Холле и многих других). В числе произведений Леры Аурбах балеты, оперы, симфонии, концерты, струнные квартеты, камерные и соло композиции. Она также талантливый поэт, автор шести сборников поэзии и прозы на русском языке. В 1996 г. Международное общество пушкинистов присвоило Лере звание Поэт года русского зарубежья.

Оставьте комментарий