Дылда Цвилман, Тони Мамонте и кодекс Хейса

                                                Еврейские гангстеры и еврейские актёры в ролях итальянских гангстеров 

В документальном фильме »Взлёт и падение еврейских гангстеров» рассказывается в том числе и об одном из семи самых главных еврейских гангстеров Абнере Цвиллмане (1904-1959) по прозвищу Дылда, известного как »Аль Капоне Нью-Джерси». Он участвовал в создании Национального преступного синдиката, в созыве первой мафиозной конференции  в Атлантик-Сити в 1929 г. и был участником всех последующих. Абнер родился в Нюарке в семье эмигранта из России и бросил школу когда умер отец. В 14 лет он отправился на улицу в поисках заработка для семьи. Сначала он продавал с лотка фрукты и овощи в дешёвом районе города, затем лотерейные билеты в более богатом и, наконец, сколотил команду, которая контролировала подпольную лотерею. После введения сухого закона Цвиллман стал возить виски из Канады, для чего  купил несколько броневиков оставшихся после Первой мировой войны. На этом он заработал до 40 млн долларов. После отмены сухого закона занялся рэкетом, игральными автоматами и другими уголовно наказуемыми делами. У него была легальная компания »Паблик сервис тобакко», на счета которой стекались контрибуции наложенные им на более чем 50 фирм. Цвиллман контролировал ряд профсоюзов, подкупал политических деятелей и чиновников. Ему приносили на одобрение списки кандидатов на выборные должности. Его любовницей была актриса Джин Харлоу, секс-символ 30-х годов, платиновая блондинка как он её назвал (кстати, этот термин вошёл в обиход).  Мечтая войти в респектабельное общество, он тратил миллионы долларов на благотворительность и, когда его обвинили в неуплате налогов, он представил огромный список организаций, которым он жертвовал большие деньги. Однако ФБР продолжала копать под него и после двухгодичного расследования в 1956 г. состоялся суд и … Дылду оправдали. Однако, когда через 3 года арестовали некоторых соратников Цвиллмана, над ним снова сгустились тучи. Вскоре его нашли повешенным на электрическом проводе. Официальное заключение гласило что это самоубийство, но никто этому не поверил. Мафия убивала своих когда боялась, что они вдруг заговорят. 

 На фестивале еврейских фильмов в 2010 г. в Сан-Франциско в рамках специальной программы »Жестокие ребята — Изображения еврейских гангстеров в кино» был показан фильм »Лицо со шрамом» (Scarface) 1932 г. режиссёра Бена Хехта, который считают классикой гангстерского жанра и эталоном для других фильмов этого жанра. По количеству эпизодов вошедших во все киноантологии »Лицо со шрамом’ входит в число рекордсменов, занимая место в десятке лучших гангстерских фильмов. Прототипом главного героя Тони Камонте, который убеждён, что с оружием в руках можно решить любую проблему, стал знаменитый гангстер  итальянского происхождения Аль Капоне, и существует легенда, что он сам одобрил фильм перед выходом его на экран. Но почему этот фильм, где действует жуткая итальянская мафия, показали на фестивале еврейского кино. Организаторы объяснили это тем, что главную роль блестяще сыграл замечательный актёр лауреат премий Оскар и Тони еврей Пол Муни (1895-1967), который родился во Львове в семье актёров еврейского театра и его имя при рождении было Мешиль Мейер  Вайзенфройнд. В 1902 г. он с родителями оказался в Америке. Муни, как его звали в детстве, дебютировал в театре в возрасте 12 лет, сыграв 80-летнего старика (!) В 1926 г. появился на Бродвее в постановке »Мы-американцы».  Затем стал сниматься в кино, был 5 раз номинирован на Оскар за лучшую мужскую роль и наконец получил его за блестящее исполнение роли  знаменитого микробиолога Луи Пастера в фильме »Повесть о Луи Пастере». Однако наиболее известной стала его главная роль в фильме »Лицо со шрамом», который занесён в Национальный реестр наиболее значимых фильмов. Некоторые американские кинокритики писали о нём как о мрачном,  жестоком и бурлящим насилием. Вскоре после его выхода Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов был принят Кодекс Хейса, ставший в 1934-м году неофициальным действующим национальным стандартом США. Снимать картины не по кодексу было можно, но они не имели шанса быть выпущенными в прокат кинотеатров. В 1967 г. он был упразднён как устаревший. Но похоже сейчас в России Дума собирается вводить законы и  кодексы похожие на хейсовский. Во всяком случае к этому её подталкивает Владимир Путин, который добрым словом помянул этот кодекс в 2011г.  Вот основные принципы и положения кодекса Хейса : картины, подрывающие нравственные устои недопустимы;  следует представлять нравственно правильные модели жизни;  нельзя издеваться над законом писаным или неписаным;  недопустимо склонять симпатии зрителей на сторону преступников и грешников; запрещается издевательство над религией, священник на экране не может быть злодеем или комическим персонажем; запрещаются любые даже косвенные ссылки на гомосексуальность и так далее.

 Ещё один фильм, который показали на фестивале в Сан-Франциско в программе »Изображения еврейских гангстеров в кино», был »Маленький цезарь» (1930), в котором как и в »Человеке со шрамом» действовала итальянская мафия. Эта история о том как два друга мелкие гангстеры Рико и Джо в поисках «серьёзной» работы отправляются в Чикаго, где их пути расходятся. Джо любит танцы и женщин и выходит из дела. Самовлюблённый и без всяких комплексов Рико не останавливается ни перед чем, чтобы стать большим человеком в криминальном мире.  Вступив в банду гангстера Сэма Виттори Рико быстро убирает с дороги босса и занимает его место, продолжая все дела заканчивать в свою пользу с помощью пистолета, Он готов даже убить своего друга Джо, опасаясь что он может его выдать полиции. В последний момент в нём что-то пробуждается человеческое, и Рико опускает пистолет. Полиция убивает Рико на улице и последнее что он видит — рекламный щит популярной танцевальной пары,на которой изображён Джо со своей партнёршей-любовницей.

 В программу еврейских гангстерских фильмов »Маленький цезарь» попал по той же причине, что и картина «Лицо со шрамом». Но главную роль Рико сыграл другой знаменитый еврейский актёр, звезда Золотого века Голливуда Эдвард Джи Робинсон (1893-1973), настоящая фамилия которого Эммануил Гольденберг. Он родился в Бухаресте в семье говорящей на идиш, которая переехала в Нью-Йорк в 1903.  Закончил Сити колледж, но затем интерес к актёрской профессии привёл его в Академию драматического искусства, после которой он сменил фамилию. Робинсон начинал карьеру на сцене Еврейского театра в 1913 г. Дебют в кино  состоялся в 1923 г. в небольшой роли в фильме «Яркая шаль». Затем всё шло по нарастающей и  его  фильмография составила 101 фильм. Основное амплуа Робинсона «крутой парень» определилось после отлично сыгранной им роли беспощадного гангстера в фильме «Маленький цезарь». Робинсон никогда не номинировался на премию Оскар, но был удостоен почётного Оскара за достижения в кино.  Американский институт киноискусства поместил его на 25-е место в списке 100 величайших звёзд кино среди актёров мужчин. 

Оставьте комментарий