Герои НИЛИ

пост

НИЛИ — аббревиатура  от библейского стиха Нецах Исраэль Ло Иешаккер. Буквально этот стих переводится как Вечный Израиля (Б-г) не обманет. Более свободный перевод: Б-г не подведёт Израиль.  Подпольная организация НИЛИ появилась в Эрец — Исраэль в 1915 г. в разгар Первой Мировой войны, когда Оттоманская Турция встала на сторону Германии против коалиции Англии, Франции и России. Положение евреев в Палестине, которая была владением Турции к этому времени уже 400 лет, резко ухудшилось. Война отрезала Эрец-Исраэль от стран поставлявших продовольствие и другие товары. Начался голод от которого погибло много людей. Была введена трудовая повинность. Любое проявление еврейского националионализма даже вывески на иврите были объявлены вне закона. Турецкие власти повсеместно конфисковывали у евреев оружие. В 1914 г. 700 евреев иностранных подданных были депортированы в Египет. Это вызвало массовую эмиграцию и других евреев (11 тысяч человек, восьмая часть населения ) не имеющих турецких паспортов, которые они не могли получить по закону 1882 г. будучи гражданами эмигрировавшими из Восточной Европы.

  В Эрец-Исраэль появилась группа людей  решившая, что турецкое господство стало главным препятствием на пути развития  ишува (еврейской общины). В эту группу вошли братья Ахароном и Александр Ааронсоны, их сестра Сара,  Авшалом Файнберг и Иосеф Лишанский. В задачу созданной ими разведовательной сети НИЛИ входило всеми силами способствовать поражению Турции в войне с британской армией, которая готовилась к наступлению на позиции турок в Палестине. Для этого они с помощью развлетвлённой сети агентов (их было несколько десятков) собирали и передавали англичанам информацию о турецких войсках и их военных планах.  Благодаря деятельности НИЛИ англичане заранее знали о передвижении турецких частей, они имели подробные карты, где были отмечены важнейшие военные объекты, аэродромы, радиостанции, военные склады, базы немецких подводных лодок.  У НИЛИ было много противников, в том числе и в руководстве ишува, которое опасалось жестокой турецкой мести. 

 Один из главных основателей и руководителей НИЛИ Ахарон Ааронсон (1876-1919) прибыл с родителями в Палестину в шестилетнем возрасте из Румынии, учился в сельскохозяйственном институте во Франции, управлял фермой в Анатолии, Турция, затем вернулся в Палестину, где основал бюро технических и сельскохозяйственных исследований. В 1906 г. Ааронсон в Галилее нашёл древний дикий злак упоминаемый в Библии, что стало сенсацией в научном мире. Он назвал его матерью всей пшеницы. В 1909 г. его пригласили в США,  где он познакомился не только со специалистами, но  и завёл важные знакомства с лидерами американского еврейства, которые дали большие средства на создание сельскохозяйственного научного центра в Атлите, Эрец-Исраэль. Через несколько лет там зацвели сады и на месте осушенных болот возникли поля дававшие прекрасные урожаи. После нашествия саранчи в 1915 г. командующий турецкой армией Джемал-паша назначил Ааронсона главным инспектором по борьбе с этим бедствием в Палестине,что позволило ему свободно передвигаться в этом районе и заниматься разведкой.  В 1916 г. Ааронсон сумел добраться до Лондона, где передал англичанам ценные сведения добытые им и агентами НИЛИ. Он также разработал план постоянного сотрудничества НИЛИ с английской разведкой. До сентября 1917 г.,  когда НИЛИ прекратила своё существование после провала и ареста агентов, Ааронсон поддерживал контакты с НИЛИ через связных, высаживающихся с английских кораблей около Атлита.  Через них он также переправлял большие суммы денег (в виде золотых монет) полученные от американских сионистов,что позволило спасти тысячи семей от голодной смерти. 15 мая 1919 г он погиб при перелёте из Лондона в Париж.

 Авшалом Файнберг (1889-1917), создавший вместе с Ааронсоном НИЛИ, родился в Гедере, Эрец-Исраэль, начинал учиться в Париже, но вместо наук стал писать стихи и поэмы а затем вернулся домой, где Ааронсон пригласил его руководить отделом своей опытной фермы. 

 Иосеф Лишанский (1890-1917), вместе с Сарой Ааронсон руководивший подпольными действиями в самые трудные дни, родился в Метуле, Эрец-Исраэль. Он стал сиротой в детстве и воспитывался в доме дяди. Смелый и отважный человек, Лишанский начинал бойцом в отрядах еврейской самообороны ха-Шомер, а затем создал свою боевую группу ха-Маген. В НИЛИ он постоянно рискуя жизнью непосредственно руководил сбором информации о турецкой армии, подробно информировал Ааронсона о бедственном положении,  голоде  и депортации евреев Яффы и Тель-Авива.

 В январе 1917 г., когда была потеряна связь с ним и британской армией, Файнберг и Лишанский пытались добраться пешком через синайскую пустыню в Египет чтобы возобновить контакты. По дороге Файнберг был убит бедуинами, а раненый Лишанский всё же добрался до цели. Вернувшись на британском военном корабле домой он стал вместе с Сарой Ааронсон организатором всей деятельности НИЛИ  в Эрец-Исраэль.  После провала организации Лишанский преследуемый по пятам турками пытался скрыться, но не получил убежища ни в одном еврейском поселении. Людей ишува охватил страх перед возможными  репрессиями. Лишанский был схвачен турками и повешен в Дамаске вместе с Нааманом Белкиндом, с которого и начался провал НИЛИ. Белкинд был схвачен ранее тоже при переходе через Синай в Египет, переходе, о котором он не предупредил Сару Ааронсон координировавшей всю работу организации.  Его предал проводник и пленившие Белкинда бедуины отдали Наамана в руки турок. 

 Сара Ааронсон (1890-1917)  родилась в мошаве Зихрон Яаков, Эрец-Исраэль. Её образованием занимался старший брат Ахарон. Она изучала языки и могла говорить на иврите, идиш, турецком и французском. Брат, которого она сопровождала в его путешествиях по Палестине для сбора почв, минералов, флоры и который привлекал её к работе в сельскохозяйственном центре, передавал Саре свои знания и опыт в агрономии и ботанике. Она была красива и её очень любил харизматичный Авшалом Файнберг. Однако неожиданно она вышла замуж за богатого еврея Хаима Аврахама, который выдавал себя за сиониста, что импонировало Саре, и уехала с ним в Константинополь. Брак оказался несчастливым.  Сара тосковала по Палестине и задыхалась в чопорной и домостроевской атмосфере константинопольской общины. Хаим был далёк от сионизма и Сара решилась вернуться домой. Армянские беженцы, с которыми она возвращалась на корабле в Эрец-Исраэль, рассказывали ей страшные истории об истреблении армян турками, и Сара стала бояться, что тоже они могут сделать с евреями. Это побудило её стать активным членом НИЛИ, а затем и одним из её руководителей. Она вербовала новых агентов и передавала зашифрованную информацию через британский военный корабль Managam, когда он тёмными ночами подходил к Атлиту. Чтобы вести учёт передвижения турок по железной дороге, Сара купила закусочную на станции Афула, где стал работать её агент. Другой агент находился в Дамаске и сообщал когда Джемал-паша и немецкие генералы приезжали туда для совещаний. Агенты НИЛИ проникали даже в штабы турецкой армии, подкупая солдат и офицеров медикаментами и продуктами. Сама Сара красивая и элегантная приходила в иерусалимский отель, где размещались немецкие офицеры и, делая вид в вестибюле что пишет письма, подслушивала разговоры. Тяжёлый удар нанесла Саре смерть Авшалома Файнберга, с которым её связывала тогда уже не только дружба, но и любовь.  В мае 1917 г. Ахарон приказал Саре прибыть в Каир, чтобы выяснить обстановку. Он нашёл сестру в состоянии крайнего нервного истощения. Сару и её агентов окружала атмосфера враждебности ишува, которая граничила с возможным предательством. Её также мучали вопросы связанные с англичанами. Она говорила брату: »Что они тебе обещали? Ничего. Туманные слова. Они разве дали конкретные ответы на наши вопросы.  Обещали что-либо еврейскому народу.  Иногда я мучаюсь мыслью, что они видят в нас только обычных шпионов».  Ахарон пытался успокоить Сару говоря что командующий армией генерал Мурей  обещал: британцы будут считаться с национальными чаяниями евреев. Брат очень просил её остаться в Каире на пару месяцев и отдохнуть. Сара отказалась, она не могла бросить НИЛИ. Она бесстрашно шла навстречу своей гибели. 

 Когда Сара узнала об аресте Наамана Белкинда, она срочно отправила донесение Ахарону и британцам в Каире пользуясь почтовым голубем. Это привело ко второму провалу. Голубь по неясным причинам оказался в руках жителя Кесарии, который увидел что к ноге птицы прикреплена записка и передал её местному турецкому старосте. Её переслали для дешифровки в Константинополь. Над НИЛИ нависла страшная угроза. Cара попросила, чтобы англичане прислали два корабля  для спасения всех агентов НИЛИ и их семей. Но когда корабли в  тёмную ночь подошли к  Атлиту, то на берегу была лишь одна женщина,  которая должна была передать записку Сары Ахарону. В ней Сара писала, что внезапный уход всех  поставит под удар многих близких и дорогих людей. »Возможно это ошибка,- писала она — но я решила дождаться до последнего момента

 когда станут ясны намерения турок.  Я не знаю когда наступит этот момент и назначаю сбор для отплытия  через два дня. Будем ждать корабля.»   Ночью  27 сентября 1917 г., когда люди собрались на берегу, они его не дождались.  На безоблачном небе светила полная луна, было светло, и Сара уже знала, что в таких условиях Managam никогда раньше не приходил к Атлиту. Последний шанс для спасения был потерян. Турецкие жандармы пришли в дом отца Сары через пару дней.  Она ещё успела спрятать все документы НИЛИ, книги и растения из коллекции Ахарона. Её пытали три дня в любимый в её детстве праздник Суккот на глазах старого отца, который читал молитвы. Избиваемая плетьми Сара кричала, что отомстила за кровь своего народа и геноцид армян. Она никого не выдала. На четвёртый день она попросила турецкого генерала, который распорядился отправить её в тюрьму, разрешить ей пойти в свой дом, чтобы сменить окровавленную одежду и умыться. Там она написала и спрятала предсмертную записку, последние слова которой были: »Не сдавайся никогда и ни за что ! Убей себя, но не сдавайся. Они идут. Не могу больше писать.» Сара Ааронсон выстрелила в себя из заранее спрятанного пистолета. 

Многие члены НИЛИ оказались в тюрьме и были освобождены англичанами, которые начали наступление на Бер Шеву в конце октября 1917 г. Благодаря  информационной помощи НИЛИ , что признавали британские генералы и их секретные службы, наступление было быстрым и  успешным. Иерусалим был взят 9 декабря 1917 г. через 2 месяца после смерти Сары. Её младший брат Александр, организовавший в 1913 г группу самообороны Гидоним а затем принимавший участие в создании Нили, в 1915 г. поехал в США, где написал книгу о бедственном положении в Эрец-Исраэль под турецким владычеством. В 1917 г. вернулся в Египет, где работал в британских секретных службах, с которыми сотрудничала НИЛИ. Там он получил боевой орден Distinguished Service Order.

Оставьте комментарий