Американские Ротшильды

Большая семья еврейских эмигрантов из Германии первой достигла больших успехов в американском финансовом и банковском бизнесе. Получив благодаря этому широкую известность в американском обществе, Селигманы показали тем самым, какие есть возможности у еврейских эмигрантов, чтобы добиться делового и социального успеха в США.


Патриарх этого семейства Джозеф Селигман (1819–1880) был старшим из одиннадцати детей (восемь мальчиков и три девочки) Давида и Фанни, державших небольшую мануфактурную лавку в Байерсдорфе, Бавария. Уже ребенком он работал в этой лавке. Позднее зарабатывал на обмене денег различных государств, из которых в то время состояла Германия (Бавария была одним из этих государств). В четырнадцать поступил в университет города Эрлангена. В восемнадцать сел на пароход и отправился в Америку.
Джозеф обосновался в Пенсильвании, где первый год работал служащим, получая 400 долларов в год, а затем занялся торговлей в разнос (от дверей до дверей домов фермеров в сельской местности). При этом он сталкивался с антисемитскими оскорблениями, но покупать его товары фермеры не отказывались, что и было главным для Джозефа.


В течение нескольких лет он смог помочь перебраться в Америку всем своим братьям и начать совместный бизнес в инвестиционной компании, которую Джозеф сначала создал с братом Вильямом (1827–1910), вторым по возрасту в семье. Наиболее успешными и знаменитыми среди братьев были Джесси (1827–1894), Леопольд (1831–1911) и Исаак (1834–1927), которые открыли несколько магазинов по продаже мануфактуры, в том числе и в Нью-Йорке.

В 1850 году Джозеф послал Джесси и Леопольда в Сан-Франциско, чтобы открыть магазин в районе лагерей золотодобытчиков во время знаменитой Золотой лихорадки. Магазин принес братьям столько денег, что они занялись скупкой и продажей золотых слитков. Во время Гражданской войны Джозеф и его братья сумели оказать северянам неоценимую финансовую помощь, продав в Европе американских облигаций на 200 миллионов долларов, что позволило Союзу продолжить военные действия. Этот эпизод историки считают не менее важным, чем знаменитая победа северян в битве при Геттисберге. Братья помогли также экипировать армию северян. Американский писатель Сеймур Броди включил главу о семье Селигман в свою иллюстрированную книгу «Герои и героини Америки».


Вскоре после войны Джозеф создал международный инвестиционный банк с отделениями в Нью-Йорке во главе с Джеймсом и Джесси, в Париже во главе с Вильямом, в Лондоне — с Исааком и Леопольдом, во Франкурте — с Генри и Абрахамом и в Сан-Франциско, где работали, меняясь, остальные братья. Интересной особенностью было то, что прибыль и убытки делились поровну между восемью братьями; это соответствовало бизнес-политике, установленной еще Ротшильдами.


Банк играл важную роль в финансировании государственных программ США. В 1879 году Селигманы вместе с Ротшильдами взяли на себя всю сумму облигационного займа США, выпущенного для развития Военно-морского флота — 150 миллионов долларов. Селигманы также активно взаимодействовали со многими компаниями, строящими железные дороги. Время в Америке после Гражданской войны называется Позолоченным веком (по названию книги Марка Твена и Чарльза Уорнера). Считается, что современная американская экономика была создана в 70–80-х годах XIX века, когда она росла самыми быстрыми темпами в истории США. Строились новые заводы, фабрики и дороги, общая длина железнодорожных путей выросла почти в шесть раз.


Позолоченный век оказался очень благоприятным для деятельности братьев. Джозефа высоко ценил президент Грант, которому он помог рефинансировать военный долг страны. Грант сначала сделал его ближайшим советником, а затем предложил пост главного казначея страны, от которого тот отказался. (Дружеские отношения с Грантом были и у брата Джозефа, Джесси. Он познакомился с ним еще в те времена, когда Грант был молодым офицером.)


Джозеф, как это было принято и у Ротшильдов, женился на своей кузине, у них было девять детей — четыре дочери и пять сыновей. С Джозефом Селигманом связан нашумевший антисемитский инцидент в 1877 году, когда он с семьей решил провести свой отпуск в Саратоге-Спрингс, курортном районе для богатых жителей Нью-Йорка, и хотел поселиться в лучшем отеле города «Хилтон». В этом ему было отказано на том основании, что многие христиане не хотят останавливаться в оте­ле, где принимают евреев. Это был первый случай такого рода в Америке, он стал национальной сенсацией, вызвавшей бурю откликов. «Нью-Йорк Таймс» вышла с заголовком: «Сенсация в Саратоге. Новые правила для союза. Банкира и его семью отправили прочь». Друзья Джозефа начали после этого кампанию бойкота оте­ля «Хилтон».


После смерти Джозефа банк возглавил Джесси, который главное внимание уделял размещению ценных железнодорожных бумаг и акций Панамского канала, а также финансовым делам с правительством США. Он был влиятельной фигурой в Нью-Йорке, филантропом, создавшим детский дом для еврейских сирот и Объединенную еврейскую благотворительную организацию. Джесси был патроном музея Метрополитен и Музея естественной истории.


Сын Джозефа Исаак (1855–1917), родившийся в Нью-Йорке, успешно продолжил работу банка после смерти своего дяди Джесси, став при этом одним из главных социальных лидеров своей эпохи, сменившей Позолоченную эру и получившей название эры Прогрессивизма. Она продолжалась с 1890 по 1920 год и характеризовалась социальной активностью, борьбой с коррупцией, политическими, социальными и экономическими реформами. Исаак принимал участие в реорганизации многих важнейших американских бизнесов, включая железные дороги и сталелитейные компании, в проведении важнейших социальных реформ в Нью-Йорке, был членом знаменитого Комитета семидесяти, который расследовал коррупцию в организации Tammany Hall, созданной в Нью-Йорке Демократической партией. Ее босс, богач Вильям Твид (земля в Нью-Йорке, железная дорога, банк, издательская компания и др.), игравший важную роль в политике города и штата Нью-Йорк, получил за финансовые махинации длительный тюремный срок. Исаак был попечителем девятнадцати коммерческих, финансовых и других учреждений, в том числе синагоги Temple Emanuel, Еврейского благотворительного общества, Нью-Йоркского симфонического и хорового обществ. Он помог в создании Института музыкального искусства, который позднее получил название Джульярдской школы музыки. Исаак Селигман трагически погиб, упав с лошади.
История семейных банкирских кланов Ротшильдов, Гуггенхаймов, Эфрусси и других показывает, что традиция продолжать семейный бизнес всегда кем-то нарушается. В семье Селигман эту традицию нарушил сын Джозефа Эдвин (1861–1939), который стал одним из самых влиятельных экономистов своего времени, профессором кафедр политической экономики и политологии в Колумбийском университете, основателем Американской экономической ассоциации, автором ряда фундаментальных книг, таких как «Экономическая интерпретация истории», «Принципы экономики». Особенно отмечают его вклад в сферу общественных финансов и развитие принципов налогообложения, которые рассмотрены им в книге «Прогрессивное налогообложение в теории и на практике». Он издал также 15 томов «Энциклопедии социальных наук».


Эдвин Роберт Андерсон Селигман (таково его полное имя) родился в Нью-Йорке, получил домашнее образование. В 18 лет окончил Колумбийский колледж, три года провел в университетах Берлина, Гейдельберга и Парижа. Вернувшись в Колумбийский университет, получил степень доктора и в 30 лет стал профессором альма-матер. Он владел немецким, французским, итальянским, испанским, русским и голландским языками. Огромная энергия Эдвина Селигмана, широкие интересы и чувство социальной ответственности привели его к участию в работе многих академических правительственных и общественных организаций, продвигавших социальные реформы и боровшихся с коррупцией в эпоху Прогрессивизма. В 1900–1902 годах он был секретарем знаменитого Комитета пятнадцати, чей доклад «Социальное зло» показал коррупционную связь организованной проституции с полицией.
Эдвин, несмотря на то, что его экономическая интерпретация истории близка к марксизму, был активным противником социализма и участвовал 20-х годах в острых дебатах с его сторонниками. Для того чтобы улучшить условия жизни еврейских эмигрантов из России в Нью-Йорке, он помог в создании Образовательного союза и был его председателем.


Сын Эдвина Юстас (1889–1976) стал известным адвокатом и одним из лидеров Американского еврейского комитета, продолжая семейную традицию совмещения профессионального успеха с решением социальных и национальных вопросов. В Лондоне, где филиалом банка руководил Леопольд, его сын Герберт (1872–1951) стал известным генералом, получившим боевые ордена за участие в военных сражениях в Южной Африке и во время Первой мировой войны.


Внук Джесси и тоже Джесси стал одним из первых авиаторов в США. В декабре 1911 года он устроил показательные полеты в небе над Ямайкой на моноплане Moisant. Посмотреть на это чудо собралась огромная толпа зрителей — это произошло всего через восемь лет после того как братья Райт впервые в истории подняли в небо свой самолет.

Оставьте комментарий